4 группа здоровья заболевания

Группы здоровья детей и их характеристика с таблицей

4 группа здоровья заболевания

› Статьи

03.03.2020

Группа здоровья у детей — это условный показатель физического и психического состояния ребенка. В зависимости от установленной группы, у него будет доступ или ограничение к спортивной и социальной деятельности. Цель такого распределения — сохранить здоровье ребенка и предоставить ему максимально полезную среду для развития.

Если в летнем лагере на длительную утреннюю пробежку выгоняют и крепышей, и ребят с проблемным здоровьем, отдых не только не укрепит, но и подорвет здоровье последних.

При поступлении ребенка в садик, школу, институт, в лагеря отдыха и санатории важен такой показатель, как группа здоровья.

Группу здоровья присваивает ребенку врачебная комиссия, состоящая из педиатра, психолога, невролога и других узких специалистов на основании обследований и анализов.

По каким критериям оценивают здоровье детей

Чтобы комплексно оценить здоровье ребенка, врачи учитывают:

  • наличие у него хронических заболеваний, фазу и течение патологии, наличие или отсутствие функциональных нарушений;
  • способность организма сопротивляться неблагоприятным внешним воздействиям;
  • уровень функционального состояния организма;
  • степень развития ребенка, гармоничность его развития.

Группы здоровья у детей: описание, таблицы

Группу здоровья назначают по наибольшей проблеме (наиболее тяжелому заболеванию). Здоровых и практически здоровых деток относят к первой и второй группам.

Физ. группа у детей, таблица (первая, вторая группы)

Группа здоровьяФункциональные отклонения органов, системСтепень развития, гармоничность развитияОстрые заболевания (простуда, ОРЗ)Хронические заболевания, патологии
ПерваяБез отклонений.Соответствует возрасту.Болезни нечастые (1-2 раза в год), легко протекающие.Нет.
ВтораяНезначительные функциональные изменения.Нормальное физическое развитие, допускается избыток массы первой степени, незначительный дефицит массы тела.

Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отклоняется.

Простудные заболевания частые или длительные (или и то, и другое).Нет.

Деткам третьей группы нужна консультация врача по занятиям спортом. Для сохранения и поддержания здоровья нужно уделять внимание восстановлению после спортивных занятий. Требуется контроль темпа выполнения занятий. К спортивным мероприятиям таких деток допускают с согласия врача.

Физкультурная группа здоровья у детей, таблица (третья группа)

Группа здоровьяФункциональные отклонения органов, системСтепень развития, гармоничность развитияОстрые заболевания (простуда, ОРЗ)Хронические заболевания, патологии
ТретьяЕсть функциональные отклонения.• Избыток массы тела первой, второй степени; • дефицит массы тела; • низкий рост; • допускается незначительное отставание нервно-психического развития.ОРЗ продолжительные, период выздоровления и восстановления затяжной (вялость, повышенная возбудимость, нарушается сон, аппетит, долго держится температура в пределах от 37 до 37,9 °C.Хронические заболевания в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями.

Степень компенсации не ограничивает возможность обучаться и трудиться.

Активность детей четвертой и пятой групп значительно ограничивается, спортивные занятия заменяются ЛФК (лечебной физкультурой). Занятия проводят под надзором специалистов по специально разработанным и утвержденным программам.

Группа здоровья у детей, таблица в школе (четвертая и пятая группы)

Группа здоровьяФункциональные отклонения органов, системСтепень развития, гармоничность развитияОстрые заболевания (простуда, ОРЗ)Хронические заболевания, патологии
Четвертая• Функции пораженных органов изменены; • выраженное проявление заболевания.• Нормальное физическое развитие; • дефицит или избыток массы тела 1, 2, 3 степени; • непропорциональное телосложение; • низкий рост; • нервно-психическое развитие нормальное или отстает.Частые обострения основного хронического заболевания.Есть тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации.
ПятаяВыраженные изменения функций пораженных систем, органов.• Дефицит или избыток массы тела 2, 3 степени; • нервно-психическое развитие значительно отстает от нормального.Частые обострения основного хронического заболевания.Есть тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности.

Есть таблицы, в которых сразу указано, к какой группе здоровья будет относиться ребенок при наличии у него определенных наиболее часто диагностируемых нарушений здоровья и развития.

​Группы здоровья для детей и подростков: краткая таблица

С таким термином как «группа здоровья» встречаются папы и мамы детей, проходящих диспансеризацию при поступлении в общеобразовательное учреждение (садик или школу), при оформлении справок в спортивный летний лагерь или оздоровительный санаторий. Группу здоровья определяют по окончании медосмотра подросткам, поступающим в ССУЗы и ВУЗы на очное отделение.

Что это? Таблица группы здоровья детей и подростков поможет разобраться в этом подробнее.

Что это: группы детского здоровья?

Под группами здоровья понимается совокупность данных обследования физико-психологического состоянии детей. Это условная шкала учета здоровья и развития с факторами риска и прогнозированием на будущее.

Установлено пять групп здоровья, для их обозначения используют римские цифры.

Цифра от I до V указывается на медкарте ребенка, и медработник детского сада или школы по ней узнает информацию о здоровье ребенка без уточнения диагнозов.

Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования.

У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются.

Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.

Критерии для определения группы здоровья

Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:

  • хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
  • гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
  • частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.

Группа здоровья у детей: таблица по заболеваниям

ГруппыХроническая патологияФункциональное состояние основных органов и системРезистентность и реактивностьФизическое и нервно-психическое развитие
Группа 1без отклоненийотсутствуетбез отклоненийзаболеваемость за период, предшествующий наблюдению, -редкие и легко протекающие острые заболеваниянормальное, соответствует возрасту
Группа 2.С функциональными отклонениями (группа риска)отсутствуетналичие функциональных отклоненийПродолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.)Нормальное физическое развитие или избыток массы тела 1й степени. Нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития
Группа 3Состояние компенсацииНаличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функцийНаличие функциональных отклонений без клинических проявленийРедкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствияНормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группа 4Состояние субкомпенсацииНаличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и системИзменение функций пораженных органов, клинические проявления заболеванияЧастые обострения основного хронического заболевания. Частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановленияНормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группа 5Состояние декомпенсацииНаличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенкаВыраженные изменения функций пораженных органов и системЧастые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболеванияНормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает

I группа включает в себя детей с нормальными для своего возраста физическими, физиологическими и психическими показателями.

Ко II группе относят детей, у которых диагностированы функциональные изменения, не опасные для здоровья. Чаще всего, это непропорциональное возрасту соотношение роста и массы тела. Таких детей распределяют по 2 подгруппам:

  • А – дети, имеющие фактор наследственности;
  • Б – дети с риском возникновения и развития хронических болезней.

В III группе находятся дети с диагностированными хроническими заболеваниями в ремиссионной стадии, с последствиями перенесенных сложных травм, операций с полным восстановлением функционирования органов.

К IV группе здоровья относят небольшой процент детей, у которых имеются весьма сложные хронические заболевания на стадии субконпенсации, требующие постоянного наблюдения у специалистов; сюда входят дети, перенесшие травмы и операции, с частичной утратой функционирования определенных систем организма.

В V группу включены дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Таким детям противопоказаны физические нагрузки, и, как правило, для этих деток существуют коррекционные образовательные учреждения.

Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой.

Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физнагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение.

Заключение

Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д.

Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Источник: https://aruchat.ru/stati/gruppy-zdorovya-detej-i-ih-harakteristika-s-tablitsej.html

Критерии здоровья и его группы

4 группа здоровья заболевания

Критерии здоровья и его группы

Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков РАМН было предложено всех детей по состоянию здоровья разделить на пять групп здоровья:

I – здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием (2%); практически здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливы и сильны, с высоким уровнем физического и умственного развития.

II – низкий уровень иммунитета (70%)

2А – группа «риска» – дети с неразвившейся после рождения явной клинической картиной заболевания или отклонения, но имеющие неблагоприятные факторы в биологическом, генеалогическом и социальном анамнезе

2Б – группа «высокого риска» с родовыми и другими отклонениями в состоянии здоровья, аномалиями конституции, выздоравливают после острых заболеваний с социальным, в том числе семейным, неблагополучием.

III – дети с имеющимися хроническими заболеваниями без обострений (20%)

IV – больные хроническими заболеваниями в стадии обострения (3%)

V – инвалиды (5%)

Большинство детей, посещающих ДОУ, составляют дети 1-й и 2-й групп здоровья, при этом основная масса — это дети, относящиеся ко 2-й группе — группе риска. Эти дети требуют к себе индивидуального подхода при назначении и выполнении оздоровительных мер и в осуществлении педагогических воздействий.

Прогноз здоровья детей на ближайшие годы будет зависеть от ряда определяющих его факторов, претерпевающих значительные изменения в новых экономических условиях. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению дефицита массы тела, отставанию в росте, повышению распространенности анемии.

Снижение резистентности, иммунного ответа может привести к дальнейшему росту как острых, так и хронических заболеваний. В связи с резким увеличением стрессовых воздействий можно ожидать ухудшения нервно-психического здоровья дошкольников.

Нарастающее ухудшение эколого-гигиенической обстановки в ряде регионов может увеличить рост как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических. В настоящее время по самым оптимистичным данным более 70% дошкольников имеют различные функциональные отклонения, а 50% дошкольников хронические заболевания.

Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной (30-40%), нервной (30-40%), дыхательной (20-25%), сердечно-сосудистой (10-25%) систем, а также пищеварительной, мочеполовой систем и аллергические заболевания кожи (10-23%). У 60-70% детей дошкольного возраста отмечается кариес зубов1.

На современном этапе развития каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения. Все это свидетельствует о той большой роли, которую занимают педагоги ДОУ в сохранении и укреплении состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста.

Сохранению и укреплению физического, психического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья дошкольников во многом может способствовать программа преобразования основ дошкольного и школьного образования, разработанная под руководством проф. В.Ф. Базарного.

Эта Программа доведена до уровня технологий и технических средств, которые защищены 44 патентами. Практическое внедрение программы в ряде регионов России показало ее высокую эффективность. Она находит все большее число сторонников среди педагогов и медицинских работников2.

    Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников (поликлиники, детского сада).

К сожалению, существующая до настоящего времени практика не всегда обеспечивает полноту информации о здоровье ребенка при направлении его в ДОУ.

Однако опыт показал, что эта информация необходима (в доступном виде) всем участникам работы по формированию здоровья ребенка: и медсестрам, и педагогам, и родителям, и самому ребенку.     

I критерий здоровья — наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе (семейный анамнез).

Таблица 1. Факторы способствуют развитию у ребенка синдрома дефицита внимания и гипермоторности (повышенной двигательной активности)

Кроме того, и на девочек, и на мальчиков одинаково отрицательно влияют факторы, которые связаны с профессиональной деятельностью их родителей до зачатия ребенка: пыль фиброгенного действия и производственный шум, вредные химические вещества (у матери) и производственная вибрация (у отца).

      Врачи считают, что ребенка с неблагополучным анамнезом нельзя отнести к категории абсолютно здоровых, т.е. к I группе здоровья. Такие дети относятся ко II А группе, т.е.

к группе «рискующих», и мы, взрослые, несем большую ответственность за то, чтобы риск никак не проявился, так как слишком активные интенсивные оздоровительные мероприятия без учета индивидуальных возможностей ребенка могут привести к противоположному результату.

 II критерий здоровья — физическое развитие и степень его гармоничности. Бóльшая часть дошкольников имеет нормальное физическое развитие, но в каждом детском саду есть дети с отклонениями в физическом развитии (с избытком или дефицитом массы, низким или слишком высоким ростом, которые не соответствуют возрасту).

Причины: неправильное питание, наличие каких-либо заболеваний, плохая регуляция роста со стороны нервной и эндокринной систем, отсутствие условий, способствующих росту костей и мышц (мало движений, отсутствие достаточного количества сна).

Зарубежные педиатры предлагают простые и полезные формулы для определения нормальных показателей длины и массы тела в возрасте от 1 года до 6 лет:

      масса тела (кг) = возраст (годы) × 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) × 6 + 77.

      III критерий здоровья — нервно-психическое развитие ребенка.

Важными в психопрофилактической работе с детьми в ДОУ являются предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Причины нарушения НПР: предъявляемые строгие дисциплинарные требования (авторитарный стиль воспитания); длительное нахождение в большом коллективе сверстников (при отсутствии места для релаксации и уединения); неудовлетворение биологической потребности в двигательной активности; объем умственной и физической нагрузки, неадекватный функциональным возможностям организма; постоянные нарушения в режиме дня; приобщение детей к длительному просмотру видеофильмов, к компьютерным играм и др. В профилактике нарушений деятельности нервной системы ребенка важное значение имеет полноценный ночной и дневной сон.

      IV критерий здоровья — это степень резистентности (инфекционной устойчивости) организма по кратности острой заболеваемости. Если ребенок болеет не более трех раз в год, то его резистентность нормальная.

Если он болеет от четырех до шести раз, то его резистентность снижена, он предрасположен к повторным инфекциям и это часто болеющий ребенок.

Все часто болеющие дети нуждаются в специальном оздоровлении и их можно разделить на две группы:

      «Условно» часто болеющие дети болеют обычно в течение года 4-5 раз, заболевания протекают легко, без осложнений, повышение заболеваний приходится на период адаптации к новым условиям (ясли, детский сад, школа).

Переход в хронические заболевания отмечается редко. Такие дети не нуждаются в проведении специальных мероприятий, повышающих иммунитет.

Оздоровительная работа в этих случаях заключается в облегчении адаптации к ДОУ и школе (подготовка в поликлинике и непосредственно в ДОУ).

      Для «истинно» часто болеющих детей характерны значительная отягощенность генеалогического анамнеза (как правило, у родственников есть хронически бронхолегочные заболевания);  высокая частота (6-7 раз и более в течение года) и более тяжелое, продолжительное, осложненное течение заболеваний, требующее применения антибактериальной терапии (при этом частота заболеваний сохраняется на протяжении 2-3 лет и более); наличие сопутствующих отклонений со стороны различных органов и систем; тяжелая адаптация к дошкольному учреждению; быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе хронических очагов инфекции. Эти дети нуждаются в диспансерном наблюдении, комплексном оздоровлении и специальной иммунной реабилитации.

      V критерий здоровья — уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма.   О функциональном состоянии педагоги и медицинские работники судят по результатам утреннего приема; анкетирования родителей и воспитателей (самочувствие и поведение, уровень гемоглобина, показатели анализов мочи, функциональные пробы, пробы на выносливость и др.)

      VI критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний — обычно определяет врач. Если у ребенка есть какое-либо хроническое заболевание, то он наблюдается у соответствующего специалиста, и задача родителей — соблюдать все рекомендации по предупреждению обострений и по оптимизации его здоровья.

Одним из важных показателей здоровья детей является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования.

Определяют морфологические признаки (длину тела и массу тела), функциональные признаки3 (емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук); соматоскопические признаки (состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).

Кроме того, исследуют уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы.

Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения в физическом развитии (гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции.

У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахит, туберкулез, дизентерия, гипотрофия), отмечается замедление роста, снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие.

Вместе с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.

Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно.

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы4. для того чтобы получить эти нормы, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы.

Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физического развития возрастно-половой группы.

для каждой области выводятся свои стандарты исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий.

О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела.

Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач.

Примерно каждые 5— 10 лет местные стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.

Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка.

Уровень и степень гармоничности физического развития вычисляют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития.

достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с помощью оценочных таблиц (шкалы регрессии и центильных интервалов).

Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей.

Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Частота обследования ребенка определяется темпами его физического развития.

Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности.

В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, рекомендуется проводить обследование перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом.

Все результаты обследования заносят в индивидуальную карту.

1 О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения: Инструктивно-методическое письмо Министерства образования России от 14 марта 2000 г. 65/23-16.

2 Спасем детей — спасем Россию: док. фильм, награжденный дипломом VIII Междунар. кинофестиваля / Ант. В. Горячев. — 1999.

3 Функциональные показатели определяются только у детей старшего дошкольного возраста.

4 Профилактические осмотры проводятся на основании приказов Минздрава России и Минобразования России от 30 июня 1992 г. 1д 186/272 «0 совершенствовании системы медицинского обслуживания детей в ОУ»; Минздрава России от 14 марта 1995 г.

№ 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе Медико-экономических нормативов», «Об утверждении Медицинской карты ребенка для ОУ» от 16.10.01 № 371; СанПиН 2.4.1.

1249-03.

Источник: https://infourok.ru/kriterii-zdorovya-i-ego-gruppi-3453225.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть